Новости

Антибиотик-ассоциированный синдром: реальная проблема или преувеличенная угроза?

В настоящее время применение антибактериальных препаратов (АБП) является одним из наиболее часто рекомендуемых методов лечения большого количества инфекционных заболеваний. Однако как и любой другой вид терапевтического вмешательства, антибиотикотерапия, наряду с несомненными положительными клиническими эффектами, может стать причиной развития нежелательных лекарственных реакций.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) делит все нежелательные лекарственные реакции на 5 типов:

·      Тип А — предсказуемые, или прогнозируемые, эффекты (передозировка лекарственных средств (ЛС) и первичные токсические реакции, отсроченные реакции и собственно побочные эффекты, специфическое лекарственное взаимодействие и др.);
·      Тип В — непредсказуемые, или непрогнозируемые, эффекты (псевдоаллергические и аллергические реакции, идиосинкразия, индивидуальная непереносимость);
·      Тип С — явления «химического» характера, развивающиеся при долгом употреблении ЛС;
·      Тип D — отдаленное (отсроченное) нежелательное действие препарата, например синдром отмены;
·      Тип Е — неэффективность лечения непредсказуемого характера.

Одним из общих нежелательных явлений для всех АБП, вне зависимости от их характеристик, способа введения и механизма действия, является антибиотик-ассоциированная диарея (ААД). Согласно определению ВОЗ, ААД — это 3 и более эпизодов жидкого стула, увеличение его объема, изменение консистенции, появление патологических примесей, таких как слизь, кровь на фоне приема АБП или в течение 2 мес. после окончания антибактериальной терапии.

На данный момент в классификации ААД выделяют две этиологические формы:
·      идиопатическая ААД, причиной возникновения которой на данный момент считается дисбаланс в микробиоценозе кишечника;
·      инфекционная ААД, при которой в большинстве случаев (15–30%) патологический процесс вызван бактерией Clostridium difficile, в более редких случаях — микроорганизмами Clostridium perfringens, Staphylococcus aureus, Klebsiella oxytoca, Salmonella spp., Candida spp. и др.

Нарушение микробиоценоза желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) по своей значимости считается ведущим многофакторным патогенетическим механизмом развития ААД, так как его дестабилизация не только приводит к развитию клинических проявлений нарушения пищеварения, но и запускает каскад патологических реакций, приводящих к витаминно-минеральной недостаточности, иммунологической дестабилизации, а также риску развития ААД, ассоциированной с C. difficile, связывая оба типа ААД в один патогенетический процесс.

Читать подробнее